Сайт
шитье рукоделие выкройки
мода журналы вязание
  Di-Os   Клуб   Маркет
ткани оборудование обучение
пряжа для рукоделия ателье

Надежда Азарова: "Научиться шить можно дистанционно!"


  Осинка // Дистанционное обучение /

Странствующая портная. Художник: Анна Березовская, 2007
Фото. "Странствующая портная". Художник: Анна Березовская, 2007

Беседовала: Наталия Горюшкина

С развитием интернет-технологий стали развиваться и дистанционные формы обучения, когда преподаватель и ученик могут находиться за тысячи километров друг от друга. Многие так учат языки, кто-то осваивает другие теоретические дисциплины, но, оказывается, удаленно можно учиться и таким сугубо практическим вещам, как рукоделие. И примером тут может служить Центр дистанционного обучения на Осинке.

Он появился на портале два года назад, с легкой руки главного редактора Осинки - Надежды Азаровой. Сейчас Надежда ведет авторские курсы "Как начать шить по журналам с нуля", "Колористика" и "Моделирование выкроек для начинающих". Именно ее я и попросила поделиться с нами своим опытом и наблюдениями - насколько удобным и эффективным бывает дистанционное обучение.

С развитием интернет-технологий учиться можно даже  не выходя из дома.
Фото. С развитием интернет-технологий учиться можно, даже не выходя из дома.

Надежда, начну с главного вопроса, который многих волнует - действительно ли можно научиться шить дистанционно?

Надежда Азарова: Да, я искренне считаю, что научиться шить можно дистанционно. Иначе бы никогда не стала вести подобные курсы. Конечно, лучше учиться лично у мастера, под его непосредственным руководством, но для большинства людей это ведь нереально. И мастера еще такого поискать, и времени на такие занятия нужно очень много... Так что, личная учеба - это замечательно, и я никоим образом этот вариант не отвергаю. Но, есть реальность. И в этой реальности есть очень много городов, где нет ни подходящего мастера, ни даже курсов кройки и шитья. А шить девушки хотят во всех городах! Вот как раз дистанционное обучение и дает им такую возможность.

А расскажите, Надежда, как учились шить Вы?

Надежда Азарова: О, это было очень давно! Я начала шить еще в школе, на обычных уроках труда. У нас тогда были машинки с ручным приводом, но мне сразу так понравилось шить, что я готова была заниматься этим каждый день. И вскоре мне повезло попасть в кружок в Доме культуры по шитью и моделированию одежды. Я до сих пор с теплотой вспоминаю мастерицу, которая вела у нас занятия. Тогда я первый раз увидела журналы Burda, которые в те годы были страшным дефицитом. Наша преподавательница приносила эти журналы нам на занятия и разрешала переснимать из них выкройки. Каждый журнал вызывал восторг. Хотелось сшить и то, и это. И я шила. Вскоре у меня практически не осталось покупной одежды, потому что я абсолютно все (включая белье) шила сама. Так и научилась постепенно.

Сейчас научиться шить намного проще! Во-первых, в продаже есть огромное количество тканей и всяких приспособлений для шитья. Когда я начинала шить, найти ткань, хоть какую-то, было огромной проблемой. Поэтому я шила из любых тканей, какие удавалось купить.

Однажды, помню, к нам в гости приехала тетя с текстильной сумкой. Ткань была на сумке такая красивая, потрясающего фиолетового оттенка, да еще и с люрексом. Я, как голодная кошка, ходила кругами вокруг этой сумки и наконец выпросила ее у тети. Тем же вечером распорола и сшила лиф к вечернему платью. Получилось просто роскошно!

Помимо тканей сейчас доступны различные книги по шитью. А уж сколько сайтов и блогов пишут на эту тему - читать не перечитать! Правда, появилась другая проблема. Как во всем этом разобраться и когда все это читать?

Можно ли у Вас заниматься на курсах лично?

Надежда Азарова: К сожалению, нет. Я не веду очных курсов, у меня просто нет на это времени. Хотя, если где-то живьем меня спрашивают, я всегда стараюсь помочь и подсказать.

Дистанционное обучение - это больше свободного времени. В том числе - и для общения!
Фото: Дистанционное обучение - это больше свободного времени. В том числе, и для общения!

А как обычно происходит дистанционное обучение у Вас?

Надежда Азарова: Знаете, я всегда много училась сама. И я всегда оценивала, что хорошо влияет на учебу, что плохо, что необходимое, а что лишнее. И свои курсы я постаралась сделать такими, чтобы обучение давало хороший результат за короткий срок. Для этого я разработала свою схему обучения.

Занятия проходят по видео-урокам. Каждый урок раскрывает свою тему, причем теория постоянно сопровождается практическим применением. В конце урока я даю задание, которое позволит закрепить теоретический материал и перевести его в свои личные практические навыки. Задания мы обсуждаем на закрытом форуме. И если что-то в уроке осталось непонятным, то там же на форуме меня можно об этом спросить.

Да, вот еще что. Важно, что каждый следующий урок опирается на предыдущий. И таким образом, у учениц к концу курса формируется четкое понимание предмета и очень хороший фундамент. Большинство моих курсов посвящены азам, начальным необходимым знаниям. Я считаю это самым главным. Когда есть хорошие основы и правильные ориентиры, можно сверху достраивать сколько угодно этажей. Можно продолжить обучение на других курсах или перейти к книгам. Главное, что уже будут основы, будет к чему добавлять информацию. И, что самое важное, эту информацию можно будет осмысленно фильтровать.

Новички ведь очень уязвимы. Можно сказать любую чушь, и они примут на веру, потому что у них нет опыта, нет возможности оценить критически то, что им говорят. Поэтому так важно начинать изучение любого предмета у того, кто хорошо разбирается в теме и сможет дать правильные ориентиры.

Валентин Богданов (1919-1985) Урок шитья, 1960
Фото. Конечно, непосредственный контакт с преподавателем - это здорово. Можно получить ответы на все вопросы.
"Урок шитья". Художник: Валентин Богданов, 1960

Вы были идейным вдохновителем учебного центра на Осинке. Расскажите, какие вообще возможны формы дистанционного обучения? В каких форматах оно бывает?

Надежда Азарова: Да, верно, это я открыла дистанционное обучение на Осинке. Сделала я это, потому что считаю, что за дистанционным обучением будущее. Мы живем в такое насыщенное время, когда технологии стремительно развиваются. Еще не так давно были телефоны со шнуром, около которых ты сидел, как привязанный. И надо было ехать в другой город или в столицу, чтобы получить приличное образование. Сейчас можно учиться через интернет. Я не имею в виду только Осинку. Речь о более глобальных возможностях. Благодаря интернету, можно даже дистанционно учиться в зарубежных вузах. Конечно не во всех. Но это дело времени. Даже обычные очные программы обучения за рубежом все больше включают дистанционных элементов. Урок переносится в среду вебинара, задание можно отправить преподавателю по емейлу, а задать вопросы - на форуме. Я по-хорошему завидую современным студентам, которым стало доступно столько возможностей для развития.

Если говорить про варианты дистанционного обучения, то их не так и много. Это уже упоминаемые мной вебинары. Так называют семинары и лекции, которые проводятся  в интернете. Каждый участник вебинара заходит со своего компьютера (из дома или из кафе) через интернет в виртуальную комнату, и там в назначенный час проводится занятие. Как правило, говорит только лектор, ученики пишут свои вопросы и комментарии в чат. Вебинар может быть только голосовой, как лекция, которую вы слушаете по радио, а может сопровождаться слайдами. Второй вариант, конечно, нагляднее и интереснее.

Наверное самая распространенная форма - видео-уроки. Это запись вебинара или мастер-класса. Достоинство видео-урока в том, что не надо привязываться к определенному времени как на вебинаре, и можно посмотреть урок в любое время, когда это будет удобно. Минус видео в том, что оно уже записано и не может поэтому быть интерактивным. То есть, нельзя сразу озвучить свои вопросы или поделиться мыслью. Решить эту проблему помогает форум или емейл-переписка с преподавателем. Кстати, провести вебинар намного проще, чем записать хорошее видео. Но, мне кажется, что ученикам видео удобнее. Я бы сама предпочла видео. Поэтому наверное и делаю уроки в этом сегменте, хоть это и более трудоемко.

Помимо видео-записи может быть и запись собственно лекции. Это так называемые голосовые касты - аудио-записи, которые можно изучать в удобное время. Кстати, если по вебинару участникам потом дается запись, то как правило это только mp3, без слайдов. И тогда вебинар превращается в голосовой каст.

Многие относят к дистанционному обучению и уроки, распространяемые на DVD-дисках. Я не могу назвать это дистанционным обучением в чистом виде, но все-таки это тоже возможность для самообразования. На дисках обычно записаны видео-уроки и дополнительные материалы. Такой диск приходит по обычной почте, и по нему можно заниматься в своем темпе. Минусы дисков в том, что они редко сопровождаются какой-то поддержкой со стороны преподавателя. Но бывают и исключения, конечно.

А если говорить про видео-уроки, есть ли разница на каких курсах заниматься? Другими словами, какие видео-уроки бывают, и какие из них лучше, на Ваш взгляд?

Фото. Видео-курс может быть записью живого семинара. Благодаря такому видео, вы окажетесь в роли непосредственного учаcтника.

Надежда Азарова: Разница между разными видео конечно есть! Вообще, видео, как уроки, берет свое начало в учебных телепередачах и видео-записях живых семинаров. Варианты видео-уроков, которые встречаются в интернете, я бы разделила на 4 группы.

Во-первых, это запись живого семинара. Тут все просто. Поставил видео-камеру на занятии, по итогам - пожалуйста, готовая запись. С одной стороны, благодаря такой записи те, кто не смог физически приехать на семинар, получают возможность как бы заочно его посетить. С другой стороны, это чаще всего какое-то бесконечное видео. Я несколько раз брала такие записи, но, признаться, ни одну не смогла досмотреть до конца.

Во-вторых, запись вебинара с наложенной презентацией может быть представлена и в виде видео-урока. Это мало кто делает, поскольку на создание такого видео нужны дополнительные трудозатраты. Но результат является хорошей заменой посещения вебинара.

Еще вариант - скринкаст или видео-мастер-класс. Видео-мастер-класс - это запись урока на видео-камеру, а скринкаст - это запись с экрана компьютера. Такой жанр видео-уроков практикуется в областях, связанных с какими-то практическими навыками - с работой в компьютерных программах, вязанием, шитьем и т.д. Такие уроки - это видео-альтернатива живым очным мастер-классам. Смотри, как делаю я, и делай так же. Это хороший способ передать свой опыт или увидеть, как работает другой человек.

Достоинства такого варианта для преподавателя - минимальная подготовка. Ты просто делаешь свою работу как обычно, но при этом записываешь свои действия и комментируешь их.

Минусы для учеников - долгая запись. Нужны часы, а то и недели времени на изучение! Если портной шьет платье, то запись длится столько, сколько он шьет. Хотя в пошиве есть повторяющиеся одинаковые операции. Их можно было бы сократить, чтобы получить более компактный и легкий для просмотра урок. Но это требует времени и умения, поэтому многие авторы курсов этого не делают. Другая проблема с такими уроками - это собственно автор урока. Некоторые люди умеют говорить четко и по делу. Такие уроки приятно и интересно смотреть. А другие люди говорят вяло, многократно пережевывают одно и то же, на что-то отвлекаются по ходу урока и т.д. В итоге получается очень, очень долгое видео, которое и смотреть тяжело, и полезный навык из него непросто извлечь.

Специально записанный видео-курс - удобнее: крупным планом показаны все важные моменты.
Фото. Специально записанный видео-курс - удобнее и полезнее: крупным планом показаны все важные моменты.

Ну и, наконец, бывают специально подготовленные видео-уроки. Такие уроки часто бывают короткими, но очень насыщенными. Я являюсь поклонницей именно таких уроков. Жаль, что их мало кто делает. Такой урок содержит самую суть, понятно, наглядно, без повторов и воды. В монтаже такого урока сочетается потоковое видео, слайды-иллюстрации и озвучка - то есть, сделано все, чтобы ученик понял тему, но сделал это за короткое время. Я стараюсь делать именно такие уроки, несмотря на их трудоемкость.

Приведу сравнительный пример из моего опыта. Скажем, есть некоторая тема и соответствующий ей материал. Если я из этого материала сделаю качественный продуманный видео-урок, он будет занимать 10-15 минут. Если я с этой же темой и точно таким же материалом выступлю на вебинаре, а потом сделаю видео из этого, то получится урок с часовой длительностью. А если то же самое я буду рассказывать на живом семинаре, то это займет часа 3-4, не считая перерыва на чай и ожидания опоздавших.

Как ученик, я лично предпочла бы содержательное 15 минутное-видео. Но как преподаватель, я понимаю, что на подготовку часового или двух-часового урока у меня уйдет намного меньше времени. А уж к семинару на 3-4 часа можно вообще не готовиться! (смеется)

Я знаю по отзывам, что многим ученицам очень нравится у Вас заниматься. И многие ждут продолжения Ваших курсов. Расскажите, какие курсы Вы планируете в будущем? И будет ли что-то бесплатное?

Надежда Азарова: Ученицы у меня - умнички. Я очень радуюсь их успехам! Придя на курс с нулевыми знаниями, они уже через несколько недель начинают шить самостоятельно выбранные модели из Бурды. Разве это не лучшее подтверждение, что дистанционно можно научиться шить? Так что, на примере своих учениц я постоянно убеждаюсь, что это возможно и даже более чем реально!

Что касается планов, то да, есть некоторые... Хочу сделать продолжение курса по шитью для начинающих, вторую ступень по моделированию, закончить курс по колористике, который идет прямо сейчас, и еще очень хочется сделать что-нибудь компьютерное. Меня обо всем этом постоянно спрашивают. Вполне возможно, что появятся и отдельные бесплатные уроки по этим темам. Хватило бы времени и сил, как говорится.

Фото. Работы Светланы (ник на форуме SvetlanaS1212) - выпускницы дистанционных курсов Надежды Азаровой.
Один видео-курс - вместо пачки толстых книг!
Фото. Один видео-курс - вместо пачки толстых книг!

После такого интересного разговора как-то самой собой захотелось ... вспомнить студенческие времена и снова чему-то поучиться. Перелистывая список дистанционных курсов Осинки, а он оказался на удивление обширный и рассчитанный на самую широкую аудиторию, я с почти каждым курсом ловила себя на мысли: а вот это мне подошло бы, и вот это тоже интересно, а про такое я даже не слышала никогда...

 А может и вас заинтересует какой-нибудь курс? Ведь учиться никогда не поздно, а учиться дистанционно - еще и удобно!

Страница учебного центра на Осинке

Курсы Надежды Азаровой:

*31.05.12*


 

онлайн-курсы
Моделирование выкроек. Продвинутый уровень.

Онлайн курс на Осинке

Моделирование выкроек. Продвинутый уровень.

Школа Шитья
  • техника шитья
  • рукоделие и декор
  • конструирование одежды
  • ткани и эскизы
  • магазины пряжи в Москве
  • ткани в Москве
  • ткани в С-Петербурге
  • обучение на курсах
  • швейное оборудование
  • журналы мод
  • бесплатные выкройки
  • Handmade
  • заказы мастерам
  • услуги мастеров
  • handmade на продажу


  • Мир Моды
  • дефиле
  • люди в моде
  • мода и стиль
  • коллекции
  • конкурсы дизайнеров
  • костюмы для танцев
  • Ресепшен
  • инфо
  • карта Осинки
  • новостной дайджест
  • баннеры и кнопки Осинки
  • архив новостей
  • поиск по сайту
  • конкурсы на Осинке
  • обратная связь
  • регистрация в Клубе
  • правила Клуба
  • реклама на Осинке


  • Правовая информация
  • копирайт
  • пользовательское соглашение
  • политика конфиденциальности
  • Форумы Клуба
  • все о шитье
  • магазины тканей
  • журналы мод
  • шьем детям
  • похвастушки швейные
  • оборудование
  • рукоделие и декор
  • вязание
  • советы и уроки по вязанию
  • магазины пряжи
  • похвастушки вязальные
  • вышивка
  • малый бизнес в индустрии моды
  • коллективные закупки
  • модный гардероб
  • цветотипы
  • кулинарный совет
  • география Осинки
  • новичкам о Клубе

  • +18