Сайт
шитье рукоделие выкройки
мода журналы вязание
  Di-Os   Клуб   Маркет
ткани оборудование обучение
пряжа для рукоделия ателье

История рукоделий: бисер


  Осинка // Школа шитья / Рукоделие и декор /

Автор: Наталия Горюшкина

История бисера, как и история стеклоделия, уходит корнями в далекое прошлое. Едва возникнув, стекло стало использоваться для изготовления украшений. В чем причина - не сложно догадаться. Прочное, долговечное, яркое, блестящее, сохраняющее краски в течение веков... - ну как не влюбиться в этот материал! Особенно, в самое мелкое его воплощение - бисер. Ведь ему, помимо собственных, присущи все достоинства стекла.

Стеклянные бусины — непосредственные предшественники бисера — украшали еще одежду древнеегипетских фараонов, кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькими стеклянными бусинками они украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, шаровары, пояса и головные уборы. А женщины - вышивали ими даже подошвы кожаных башмаков.

Считается, что самой древней сохранившейся стеклянной вещью является бусина, найденная при раскопках египетского города Фивы. Ее относят к 35 веку до н.э.

А появилось рукотворное стекло в древней Финикии. По версии историка Плиния Старшего (23-79 г.г. нашей эры)  финикийские купцы, перевозившие морем груз соды, пристали к берегу на ночлег, развели костер, чтобы приготовить ужин, и, не найдя вокруг подходящих камней. подложили под свои котелки куски соды. Наутро в золе они обнаружили прозрачные куски стекла: раскаленная сода, соединяясь с песком, и дала стекловидную массу.  Правда, многочисленные попытки повторить этот опыт никакого результата не дали. Скорее всего, история о моряках и соде – всего лишь легенда.  

Но задолго до первых опытов производства людям было известно "природное стекло" — обсидиан. Из него изготавливали украшения. Первое же дошедшее до нас достоверное описание "технологического процесса"  производства стекла сделали древние Ассирийцы -  его относят примерно к 650 году до н.э.

Фото. Роберт Фредерик Блюм (Robert Frederick Blum) "Венецианские низальщицы бисера", 1887-88 гг.

Не удивительно, что в древности стекло ценилось очень высоко. В особенности - бесцветное, ведь из-за многочисленных примесей в исходном сырье древнее стекло было зеленоватым или коричневатым. Римский император Нерон как-то заплатил за прозрачные бесцветные стеклянные чаши золотом, равным им по весу.  

В начале нашей эры стекло проникло из Египта в Европу: сперва его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, оттуда искусство стеклоделия перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию. Именно Венецианская республика (особенно остров Мурано) на несколько столетия стала  единственным центром производства бисера в Европе. Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы, а география торговли была чрезвычайно обширной: страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.

Не удивительно, что правитель других государств постоянно пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в стеклоделии, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья (соды), необработанного стекла и даже его осколков. А все для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, ждало серьезное наказание - их объявляли государственными изменниками. Но у стеклоделов были и привилегии: они могли выдавать своих дочерей замуж за патрициев. м давалась исключительная привилегия — дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев.

Фото. Записная книжка. Вышивка бисером и шелком по канве, кожа, тиснение Франция, 1820-е годы. Из экспозиции выставки А.Васильева "Мода в зеркале истории".

Монополия Венеции на производство бисера и стекла продержалась до XVII века. Однако вскоре у нее появились конкуренты: мастера Богемии заменив соду древесной золой, разработали технологию получения так называемого "лесного стекла. По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского: она имело высокую температуру плавления и отличную прозрачность. Из-за этого оно не поддавалось обработке в нагретом состоянии, но зато, в отличии от венецианского стекла, его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Конечно же огранке стали подвергать и производимые тут бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке венецианский бисер был вытеснен богемским, а к середине XVIII века его производство в Венеции заметно сократилось. Зато в разных странах Европы появлялись мастерские, открываемые беглыми мастерами из Мурано.

Производство бисера в Европе достигло расцвета во второй половине  XVIII века, когда появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера (и провело к появлению очень популярной его разновидности - стекляруса). Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта мастеров способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Кстати, именно тогда во Франции изобрели особую форму бисера - стеклярус (удлиненные бисеринки, цилиндрической формы). Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, бисером торговали по всему Старому Свету, не обходя вниманием и Россию.

Фото.  Вышитая бисером картина. Автор работы - Krivcha.

Фото. Колье в технике бисероплетения. Автор работы - Gemmaster.

Фото. Ридикюль, вышитый бисером. Германия, Франция, 1820 - 1830-е годы. Из экспозиции выставки А.Васильева "Мода в зеркале истории".

История бисерного рукоделия в России чрезвычайно богата и содержит немало интересных страниц. Очевидно, что бисер пришел на Русь в эпоху монголо-татарского нашествия. Даже русское название "бисер" перекликается с арабским "buser" - "зернышки из стекла". Правда до XVII века бисером в России называли ... жемчуг. Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века.  Его широко использовали для украшения одежды. головных уборов, церковной утвари. Широкому распространению этого вида рукоделия способствовала относительная доступность жемчуга: пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия).

Настоящий бисер в Россию массово начали завозить из Европы в конце XVII века. А к середине XVIII века рукодельницы стали использовать бисер в качестве украшения национальных костюмов наравне с жемчугом. Кроме того, бисер был широко распространен в церковном и светском шитье. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

Масштабы бисерного импорта в Россию в те годы были внушительны: согласно регистрационным книгам  в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, а спустя четыре года  - уже 2126 пудов. Но не  смотря на столь объемные поставки бисер был в дефиците.  Не удивительно, что предпринимались постоянные попытки наладить производство бисера в России. Первая такая попытка относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Но наладить его массовый выпуск тогда не удалось.

Вторая попытка была предпринята уже в XVIII веке: когда М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты — цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление - изготовление бисера. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство.

Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась.

Фото. Шкатулка  "Царство Нептуна". Автор работы - Еленка-Пенка.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества и не могла удовлетворить спрос мастериц. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз. 

В чем же такая популярность бисера у рукодельниц? Дело в том, что этот материал обладал исключительной долговечностью, а богатая палитра цветов не ограничивала творческие порывы мастериц. Да и техника бисерных изделий была чрезвычайно многообразна: вышивка, вязание крючком и на спицах, плетение, ткачество и мозаика на воске. Благодаря исключительной долговечности бисера, многие из изделий древних мастериц дошли до наших дней и как и прежде, поражают яркостью красок и изысканностью работы. 

Фото.  Пасхальное яйцо, связанное из бисера. Автор работы - МаскаИ.

Фото. Колье "Морское", бисер, бусины, ракушки. Автор работы - Валерия Фоминых.

Фото. Букет роз, бисер, медная проволока. вискозные нити. Автор работы - ИАлександра.

Фото. Косметичка "Маки". Автор работы - -Irina-.

Наиболее распространённым видом работ из бисера была вышивка. Поначалу она выполнялась  вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером (ее называли "снизкой") прикреплялась к ткани стежками, выполненными другой нитью. Женщин, которые занимались нанизыванием бисера на нити так и называли - низальщицы.

Особенно широкой популярностью в этой технике пользовались работы, выполненные из стекляруса. Причем, контуры рисунка обводились "снизками" черного цвета,  а расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов в изображении. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии.

Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название "французские обои". Такими "обоями", к примеру, был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II. 

Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. Для этого выбирали мелкую канву (редкую ткань или шёлк), на которую нашивали бисеринки, подбирая их по цвету в соответствии с рисунком. Технически - все просто, однако этот вид рукоделия требовал бесконечно много внимания, времени и терпения. Ведь основной проблемой во всех бисерных работах являлось нанизывание бисеринок на нитку (диаметр отверстия в старинном бисере не превышал 0.2-0.3 мм). Для работы с таким крошечным бисером выпускались особо тонкие иглы английских и немецких фирм. И всё же были сорта настолько мелкого бисера, что даже специальные иголки оказывались слишком толстыми. В этом случае мастерицы вощили конец нитки, нанизывали на нее бисеринку, затем вдевали кончик в иголку, делали стежок, снимали иголку и повторяли процесс снова.

Была еще одна трудность – невозможность изображения при помощи бисеринок плавной кривой. Вышивальщицы пытались восполнить этот недостаток, использую самый мелкий бисер или выполняя наиболее тонкие детали рукоделия (лица, руки и пр.) вышивкой или красками, а потом вклеивая их в вышитую картину. Догадываетесь, откуда пошли столь популярные в наши дни вышивки по расписанной или напечатанной основе?

Фото.. Вышитая бисером икона Святой Мученицы Зинаиды. Автор работы - Пче-Юлия

Бисером вышивали картины, оклады икон, расшивали пояса, кошельки, кисеты, сумочки, ридикюли, шкатулки. Кроме вышивки бисером популярно было вязание бисера крючком (реже - на спицах). При этом бисер предварительно надевался на нить в строгом соответствии с рисунком, а затем во время вязания все бисеринки выводились на лицевую сторону в нужном порядке.

Однако помимо женский украшений, бисер и стеклярус использовались и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля "стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле". Бисером также оформляли интерьеры дворцовых залов, им покрывалась детали и обивка мебели, переплеты книг, шкатулки, сундуки и даже подстаканники. 

Фото.  Косметичка "Азиатские котики", связана из бисера. Автор работы - Правильн@Я.

Фото. Болеро "Южная ночь". Автор работы - asenka.

Фото. Колье из бисера, перит, чешский бисер. Автор работы - Alecsa-81.

Главными центрами бисерного рукоделия на Руси были помещьичьи усадьбы: при многих из них работали небольшие мастерские, в которых крепостные девушки занимались всякого рода рукоделием. Наличие бесплатных крепостных рабочих рук в какой-то степени обуславливало необыкновенно высокий уровень русских бисерных вышивок: ведь богатым помещицам не приходилось решать вопроса о экономической целесообразности выполнения той или иной работы.

Обычно крестьянских девочек посылали учиться рукоделию в возрасте 8-10 лет. Потом девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей, способной выполнять сложные работы и обучать своему искусству других. При этом сами вышивальщицы оставались зачастую неграмотными: на многих вышитых картинах находят тексты, выполненные зеркально или вверх ногами.

По тем же причинам бисерное рукоделие было широко распространено в монастырях. Монахини и послушницы расшивали им всевозможные церковные атрибуты и делали изделия на продажу.

Однако богатые и знатные светские дамы и даже русские императрицы тоже были большими любительницами рукоделий и вышивки. Со времени Указа Екатерины II "О вольности дворянства"  разрешающего дворянам не делать ничего общественно полезного, в русском обществе стала порицаться праздность. Избежать подобных обвинений в ничегонеделании, причем, не только для женщин, но и для мужчин, позволяло рукоделие. Особенно, вышивка бисером.

Причем, не обходилось без курьёзных случаев. Алексей Иванович Корсаков, генерал от артиллерии, сенатор, президент Берг-коллегии, директор Горного корпуса, в последние годы жизни любил заниматься вышиванием по канве и достиг в этом занятии небывалого мастерства. Одну из вышитых им картин он поднес императрице Марии Федоровне. Императрица, не думая, что такое превосходное шитьё могло быть делом рук мужчины и особенно таких лет, каких был Корсаков, приняла эту картину за приношение одной из его родственниц, и, по доброте души своей, благоволила послать ему, в знак своего удовольствия, бриллиантовые серьги. Кстати,  в почетные члены Академии художеств Корсаков был избран за "знание, любовь и почтение к достохвальным художествам".

Фото. Рубаха, вышитая бисером. Автор работы - Osgadd.

К счастью, многие работы древних мастериц сохранились до наших дней: богатыми старинными коллекциями из бисера располагают крупнейшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга, много изделий из бисера в коллекции известного историка моды "Александра Васильева.

Бисерное искусство постигла учась многих других видов рукоделий: оно пришло в упадок после Октябрьской революции, при этом многие секреты старых мастеров были утрачены. Зато те, что сохранились и дошли до нас, сейчас переживаю второе рождение, становясь все более популярными. Этому способствует и популярность рукоделий вообще, обилие современный высококачественных материалов для вышивки бисером и бисероплетения. Помимо традиционных изделий из бисера - картин, икон, кошельков, поясов и пр., современные мастерицы создают из бисера и различные виды украшений, бижутерию, широко используют его для декора одежды, комбинируют бисер с другими техниками.

Если вы еще не открыли для себя волшебный мир бисера - самое время сделать это сейчас. Надеюсь, работы рукодельниц Клуба на Осинке вдохновят вас. Ведь чтобы работать с бисером требуется всего лишь игла, основа, терпение и аккуратность. Но главное - желание!

Фото. Лариат (шнур из бисера) "Старый сад", чешский бисер, бусины змеевика. Автор работы - Elian Eir.

Фото.  Бисерный жгут "Нежные узоры" из японского бисера. Автор работы - Inna mvo.

*08.05.2014.*


 

онлайн-курсы
Азы моделирования выкроек. Творческий подход.

Онлайн курс на Осинке

Азы моделирования выкроек. Творческий подход.

Школа Шитья
  • техника шитья
  • рукоделие и декор
  • конструирование одежды
  • ткани и эскизы
  • магазины пряжи в Москве
  • ткани в Москве
  • ткани в С-Петербурге
  • обучение на курсах
  • швейное оборудование
  • журналы мод
  • бесплатные выкройки
  • Handmade
  • заказы мастерам
  • услуги мастеров
  • handmade на продажу


  • Мир Моды
  • дефиле
  • люди в моде
  • мода и стиль
  • коллекции
  • конкурсы дизайнеров
  • костюмы для танцев
  • Ресепшен
  • инфо
  • карта Осинки
  • новостной дайджест
  • баннеры и кнопки Осинки
  • архив новостей
  • поиск по сайту
  • конкурсы на Осинке
  • обратная связь
  • регистрация в Клубе
  • правила Клуба
  • реклама на Осинке


  • Правовая информация
  • копирайт
  • пользовательское соглашение
  • политика конфиденциальности
  • Форумы Клуба
  • все о шитье
  • магазины тканей
  • журналы мод
  • шьем детям
  • похвастушки швейные
  • оборудование
  • рукоделие и декор
  • вязание
  • советы и уроки по вязанию
  • магазины пряжи
  • похвастушки вязальные
  • вышивка
  • малый бизнес в индустрии моды
  • коллективные закупки
  • модный гардероб
  • цветотипы
  • кулинарный совет
  • география Осинки
  • новичкам о Клубе

  • +18