Сайт
шитье рукоделие выкройки
мода журналы вязание
  Di-Os   Клуб   Маркет
ткани оборудование обучение
пряжа для рукоделия ателье

История рукоделий: пасхальные яйца. Часть 1.


  Осинка // Школа шитья / Рукоделие и декор /

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. "Пасхальный стол" Маковский А.В.",1915-1916.

Близится Светлый праздник Пасхи - и во многих домах уже появились самые известные ее атрибуты: пасхальные яйца. А ведь традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства и далеко от России - археологи обнаружили окрашенные яйца еще в захоронениях древних шумеров и египтян. И не удивительно, ведь яйцо во многих культурах является традиционным символом жизни, плодородия и возрождения.

Хотя христианская церковь официально признала этот обычай лишь в начале XVII века: по одним версиям у христиан пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень (т.к. по форме оно напоминает камни, которыми в древности заваливали гробницы) по другим - пасхальные яйца, окрашенные в красный цвет - это напоминание о крови распятого Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) - в Великий четверг или Великую пятницу.

В Страстную субботу пасхальные яйца вместе с куличом и пасхой освящали в церкви, ставили на праздничный стол (от этого он выглядел особенно ярко), использовали в играх и забавах.

Так на Пасху было принято обмениваться яичками и христосоваться (целоваться). Была даже поговорка "Поцелуй в уста в честь Воскресения Христа!", причем отказывать в поцелуе было нельзя!

Дети играли в специальную игру - "катание пасхальных яиц": их скатывали со специального желоба, соревнуясь - чье яйцо укатится дальше (или заденет яйца соперников). Иногда на "пути следования" яиц раскладывали всевозможные призы - игрушки или сладости, их тоже можно было выиграть.

Фото. Борис Кустодиев "Пасхальный обряд (Христосование)." 1916 г.

Пасхальные яички хранили до следующей Пасхи, считалось, что оно обладает чудодейственной силой: люди верили, что пасхальное яйцо способно потушить пожар, исцелить от недуга, девушки катали пасхальное яичко по лицу, чтобы щеки были румяными и красивыми. Не удивительно, поэтому, что обычай красить яйца на Пасху стал популярным у славянских народов,  а в XVIII - XIX веках достиг такого распространения что стал полноправным видом народного творчества.

 Первоначально пасхальные яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали) с добавлением сока свеклы. Позже стали использовать и другие цвета – желтый (такая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая); зеленый (использовали сушеный клевер или петрушку, молодые побеги крапивы, озимой ржи); светло-коричневый - (отвар луковой шелухи различной насыщенности). Черную окраску получали, отваривая яйца в настое коры дуба или ольхи или вымачивая в настое ржавого железа, смешанного с соком квашенной капусты и небольшим количеством уксуса (насколько позволяют предположить мои познания в химии - в результате этих хитрых манипуляций получается раствор сходный по составу с тем, который используют при производстве масли ). В фиолетовый  и красно-фиолетовый цвет яйца открашивали, отваривая с лепестками мальвы или комнатной герани. Такие яйца называли "крашенками". Они были очень распространены в крестьянской и купеческой среде. Чтобы придать яйцам узор или мраморный оттенок, хозяйки шли на хитрость: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и только потом варили. Получались красивые "мраморные" яйца, с полосами или контурами листьев.

Фото. Горюшкин-Сорокопудов "Канун Пасхи в старину".

Народная фантазия не стояла на месте - постепенно сложились традиции нанесения на скорлупу пасхальных яиц  красочных узоров.  Причем, использовались для этого самые разные технологии.

Например для "драпанки" брались яйца со скорлупой коричневого оттенка - она прочнее, чем у белых, сперва их варили, затем  - красили в какой-нибудь цвет потемнее. А дальше начиналось волшебство - на скорлупе процарапывали узоры острыми предметами, получая ажурный рисунок. Во многих странах восточной Европы этот обычай трансформировался в традицию ажурной резьбы по скорлупе. Для этого яйца сперва "выдували" - удаляли содержимое через небольшое отверстие, затем острыми инструментами прорезали причудливый узор из отверстий.

Другое название "крапанки" — произошло от украинского слова "крапать", то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красили одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, наносили на него капли горячего воска, создавая с из помощью орнамент. Когда воск остывал - яйца клали  в раствор другого цвета. После второго окрашивания яйца высушивали и опускали в горячую воду - воск таял, обнажая пятна первоначального цвета.

Фото.  Русские пасхальные открытки начала XX века.

Фото. Н. А. Кошелев "Дети, катающие пасхальные яйца", 1855.

Но особую популярность при обрели "писанки" — это искусно расписанные пасхальные яйца.

Традиция изготовления писанок была особенно сильна в западных районах Украины. Тамошние мастерицы и в наши дни хранят древние традиции и узоры, их писанки напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Причем в каждом историческом регионе были свои особенности.

Писанки были предназначены исключительно для дарения - на счастье, на здоровье, на рождение детей... Смысл подарку придавала сама символика нанесенного на них рисунка.  

Самыми распространенными, конечно же, были символы, изображающие солнце. Культ солнца был самым главным в жизни славян: Даждь-бог (бог солнца) - один из главных богов в языческом пантеоне. Самым древним символом солнца был трехлучевой знак. Вместе со свастикой считался символом движения солнца и вечного продолжения жизни. Солнце также изображалось и символами с четырьмя лучами, олицетворявшими жизненную силу и возрождение в природе. Поэтому такую писанку дарили на счастье.

Как и писанку с изображением звезда, или как ее еще называли "ружи". Ружа  - это тоже символ солнца как наиболее яркой звезды, они могли быть полными, простыми, половинчастыми и т. п.

Крест, символизировавший представление наших предков о пространстве, был символом огня. Считалось, что он отгонял беду и предвещал счастье. Обычный крест означал сутки, а свастика – год.

Фото.  Автор работы - Ksusha_14.

Фото. Автор работы - ИриИса.

Фото.  Писанка-древо. Автор работы - Elegante.

Фото. Писанка-Берегиня. Автор работы - Elegante.

Фото. Писанка-меандр, символ бесконечности. Автор работы - Elegante.

Фото. Писанка на вербное воскресенье. Автор работы - Elegante.

В Западном Подолье и Полесье был более распространенным символ богини-Берегини, покровительницы всего живого, хранительницы домашнего очага, защитницы от напастей и повелительницы человеческих судеб. А вот изображение дерева сулило процветание рода.

Символы были не только божественными, но и бытовыми, т.к. наши предки были преимущественно замледельцами. Главным образом это были символы плодородия и урожайности. Знаки в виде треугольников с гребешками или в виде "грабелек" обозначали тучи и дождь. Крапчатый рисунок символизировал зерно, большой урожай, волнистые линии олицетворяли воду.

Символами здоровья и долголетия считались солнце, роза, рыба, олень, символами любви - зозуля (кукушка), ель, цветок (он же считался и символом продолжения рода), символом силы  был дуб, в качестве оберега изображали петуха.

С приходом христианской веры писанки обогатились новыми символами, на них появились "церковцы", "колокольни", стилизованные веточки вербы, а треугольники олицетворяли Божественную Троицу.  

Помимо рисунка, в каждой области писанки имели свой характерный  цвет. Так в Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.

Причем, сперва яйцо окуналось в самую светлую желтую краску - "яблоньку", и держалось в ней строго определенное время. А поскольку часы в те времена были мало у кого, для отсчета времени использовалась молитва "Отче наш". Выдержав яйцо в течение трех "отченашей" в одной краске, мастерица наносила расплавленным воском узор, который на готовой писанке должен остаться желтым. Делалось это при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке и заполненной воском. Если воск в трубочке застывал - ее подогревали в пламени свечи.

Фото. Писанка на мужскую силу. Автор работы - tametiger.

Потом  писанку погружали в следующую, чуть более темную краску, например, красную или зеленую.  Затем, снова наносили восковой узор... Воск, как вы наверное догадались, не давал краске проникнуть в скорлупу, и защищенное им место оставалось неокрашенным. Иногда воском расписывали белое яйцо, тогда на готовой писанке оставались белые узоры.

Последней краской всегда была черная. А потом начиналось волшебство - мастерица подносила черное-пречерное яйцо к пламени свечи (или опускала в горячую воду), воск плавился  и из черного цвета в пламени, словно сказочная жар-птица, рождалось яркое чудо писанки! 

Современные мастерицы не забыли древних традиций и технологий, но и и придумали свои. Для росписи писанок сейчас все чаще используются химические красители, темперные или акриловые краски, и узор на них получается более ажурным и ярким. Но он по прежнему содержит древние мистические символы, а значит писанка не теряет своей силы.

Продолжение следует...

Фото. Писанки-цыганские дороги. Автор работы - Mitya Shishkin.

Фото.  Писанка-сорококлинка, оберег для дома. Автор работы - Галка Черная.

*16.04.2014.*


 

онлайн-курсы
Азы моделирования выкроек. Творческий подход.

Онлайн курс на Осинке

Азы моделирования выкроек. Творческий подход.

Школа Шитья
  • техника шитья
  • рукоделие и декор
  • конструирование одежды
  • ткани и эскизы
  • магазины пряжи в Москве
  • ткани в Москве
  • ткани в С-Петербурге
  • обучение на курсах
  • швейное оборудование
  • журналы мод
  • бесплатные выкройки
  • Handmade
  • заказы мастерам
  • услуги мастеров
  • handmade на продажу


  • Мир Моды
  • дефиле
  • люди в моде
  • мода и стиль
  • коллекции
  • конкурсы дизайнеров
  • костюмы для танцев
  • Ресепшен
  • инфо
  • карта Осинки
  • новостной дайджест
  • баннеры и кнопки Осинки
  • архив новостей
  • поиск по сайту
  • конкурсы на Осинке
  • обратная связь
  • регистрация в Клубе
  • правила Клуба
  • реклама на Осинке


  • Правовая информация
  • копирайт
  • пользовательское соглашение
  • политика конфиденциальности
  • Форумы Клуба
  • все о шитье
  • магазины тканей
  • журналы мод
  • шьем детям
  • похвастушки швейные
  • оборудование
  • рукоделие и декор
  • вязание
  • советы и уроки по вязанию
  • магазины пряжи
  • похвастушки вязальные
  • вышивка
  • малый бизнес в индустрии моды
  • коллективные закупки
  • модный гардероб
  • цветотипы
  • кулинарный совет
  • география Осинки
  • новичкам о Клубе

  • +18