Сайт
шитье рукоделие выкройки
мода журналы вязание
  Di-Os   Клуб   Маркет
ткани оборудование обучение
пряжа для рукоделия ателье

История рукоделий: пасхальные яйца. Часть 2.


  Осинка // Школа шитья / Рукоделие и декор /

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Пасхальное яйцо "Клевер", мастерская К. Фаберже, 1902. Оружейная палата.

Одним из центральных обычаев праздника  Светлой Пасхи является христосование -  приветствие друг друга радостным возгласом "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!", соединённым с троекратным лобзанием (поцелуем) и дарением пасхального яйца. Так что пасхальные яйца в эти дни были самым востребованным подарком.  И, если в деревнях к Пасхе каждая семья расписывала яйца самостоятельно, то для знатных особ этим занимались профессиональные мастера - художники, иконописцы, ювелиры, камнерезы.

Обычно для таких подарков использовались более ценные и более долговечные материалы -   дерево, камень, кость... Так обычай заказывать художникам Оружейной палаты дорогие пасхальные яйца из дерева или кости для царского двора существовал в России с XVII века. И хотя сами пасхальные яйца не сохранились, до нас дошли упоминания об этом в летописях тех лет.

Так в 1664 году Прокопий Иванов, "травщик" (художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиевой Лавры  был специально был вызван в Москву расписывать пасхальные яйца. Два года спустя он привез ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту "цветными красками разными добрыми травными образцы". Ученик известного иконописца Сергея Рожкова Иван Петрович Маскжов расписывал точеные (деревянные) яйца по двойному золоту. Царский иконописец армянин Богдан Салтанов в 1675 году поднес Алексею Михайловичу к Пасхе оригинальный дар: "три блюда - на одном из них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом - семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем - семь курячьих золоченых сильно; а еще ящик за слюдою, а в нем сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками".

В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде пасхальных яиц. В феврале 1690 года ученик Симона Ушакова иконописец Василий Кузьмин и жалованный царский иконописец Никифор Бавыкин расписали "разными цветными красками" деревянные точеные яйца, сделанные "против курячьих, утиных и голубиных". В 1694 году расписывали яйца сыновья выдающегося изографа Оружейной палаты Федора Зубова (будущего основоположника русской исторической гравюры) - Иван и Алексей. 

Фото. Пасхальная почтовая открытка "Христосование Николая II"

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца. В отличие от простых крестьянских "писанок" и "крашенок", облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен влияниям моды и постепенно приобрел ярко выраженную светскую направленность. Причиной стали в первую очередь с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, проведенными Петром I.

Основанной им новой столице необходимы были и мастера, и в 1711 году Петр вызывал из московских мастерских Оружейной палаты в Петербург самых искусных мастеров - живописцев, резчиков, ювелиров. Так постепенно центр прикладных искусств переместился из кремлевских художественных мастерских в Петербург, мастера получили возможность знакомиться с технологиями и материалами, распространенными в Европе - а именно фарфором, стеклом, папье-маше. Все это способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц.

Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо к Пасхе 1749 года  специально Елизаветы I изготовил "отец" русского фарфора и первый управляющий Императорского фарфорового завода Дмитрий Виноградов. Оно было украшено изображениями амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, и сейчас находится в Государственном Русском музее.

Кстати, с открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца для членов императорской фамилии "на раздачу" при христосовании.

Такие фарфоровые пасхальные яйца делались со сквозным отверстием, чтобы через него можно было пропустить ленту или шнур или установить их на специальной подставочке со штырьком. Позже в отверстие изредка укрепляли металлические колечки для лент. Такие яйца, как правило, подвешивались в красный угол, под иконы.

Фото.  Фарфоровое пасхальное яйцо. Императорский фарфоровый завод, 1814 г.

Фото. Голубое фарфоровое пасхальное яйцо на коричневой ленте. Россия. XIX век.

Фото. Розовое пасхальное фарфоровое яйцо "Христос Воскресе!". Россия. XIX век.

Конец ХVIII века – эпоха правления Екатерины II и Павла I - стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе, изделия из фарфора, выпускавшиеся на нем, ценились современниками как произведения искусства. наряду с картинами великих мастеров. Тогда завод ежегодно представлял царскому двору около 200 уникальных эксклюзивных фарфоровых пасхальных яиц ручной работы. А в период царствования Александра I (1801–1825), затеявшего реорганизацию предприятия, их выпуск увеличился. Однако в период правления Екатерины II, Павла I и Александра I производство фарфоровых пасхальных даров оставалось штучным, а их размеры и внешний вид, как правило, выглядели достаточно скромно. Примером может быть фарфоровое яйцо, датированное 1814 годом.

Фото.  Фарфоровое пасхальное яйцо "Св. Варвара". Императорский фарворовый завод, середина - II половина XIX века.

Фото. Фарфоровое пасхальное яйцо "Равноапостольная царица Елена". ИФЗ. II половина XIX века.

Фото. Фарфоровое пасхальное яйцо с парным детским портретом. ИФЗ. Около 1880 года.

Все изменилось в эпоху царствования Николая I (1825-1855) - изготовление яиц из фарфора получило широкое распространение. Фарфоровые изделия той поры, пасхальные яйца не исключение, отличались виртуозной живописью, на них воспроизводились полотна на библейские сюжеты старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа,  виды Санкт-Петербурга, романтические морские пейзажи, изображения церквей, церковных праздников и святых.

Выпуск таких украшенных миниатюрной сюжетной росписью яиц обычно не превышал 50-100 штук в год. Цена их была значительной – от 25 до 75 рублей, а в отдельных случаях и выше. Росписи выполнялись ведущими художниками завода и зачастую подписывались инициалами мастеров. Почти все такие яйца поступали в распоряжение императора, императрицы и великих князей и использовались ими "на раздачу" при христосовании с родственниками и ближайшими приближенными в пасхальные дни. Для сословий попроще с 1820-х годов пасхальные яйца стали производить и частные фарфоровые заводы России. 

Фото.  Фарфоровое пасхальное яйцо с видом на кронверк Петропавловской крепости. ИФЗ, мастер Н.К. Корнилов. 1840-50ее гг.

Фото. Фарфоровое пасхальное яйцо "Набережная в Петергофе у дворца "Монплезир". ИФЗ.1840-50ее гг.

Фото.  Фарфоровое пасхальное яйцо "Медный всадник". ИФЗ.1840-50ее гг.

Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, соответствовал тем или иным художественным направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов ("Сошествие во ад", "Воскресение" и др.), религиозной символики и атрибутики.

Одна из самых известных и высокохудожественных серий пасхальных яиц была создана на Императорской фарфоровом заводе при Александре III (1881-1894). В 1887 году по личной инициативе императора потомственному мастеру-иконописцу О.С. Чирикову была заказана серия рисунков в традиционном иконописном стиле. В работе также участвовал московский архитектор Л.С. Каминский, который в 1890 году разработал эскизы для орнаментальной росписи оборотных сторон фарфоровых яиц этой серии. Император лично утверждал эскизы и наблюдал за их исполнением. Яйца, изготовленные по этим образцам, считаются самыми дорогими – их цена доходила до 75 рублей, а иногда и до 150. Количество подобных пасхальных даров, производившихся по заказам императорской семьи, было строго определено: император и императрица получали по 40-50 различных живописных яиц этой серии и еще некоторое количество расписанных по обычным образцам, великие князья – по 3, а великие княгини – по 2 к каждой Пасхе. На выполнения заказа у мастеров ушел почти год, ведь на изготовление одного такого яйца живописец тратил по 40 дней работы. 

Фото.  Фарфоровое пасхальное яйцо "Рождество Богородицы". ИФЗ, 1887 г. Мастер-иконописец О.С. Чириков.

Фото. Фарфоровое пасхальное яйцо "Апостол Петр". ИФЗ, 1887 г. Мастер-иконописец О.С. Чириков.

Фото.  Фарфоровое пасхальное яйцо "Св. Алексий митрополит Московский". ИФЗ, 1887 г. Мастер-иконописец О.С. Чириков.

Помимо фарфоровых, популярны становились и деревянные яйца. В 1874 году  известными иконописцами из Мстеры братьями Тюлиными была расписана целая серия пасхальные яйца для приветствия высоких особ: десять величиной с гусиное, восемь - с утиное. Все яйца вытачивались из дерева, каждое из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом, наружная сторона окрашена яркой малиновой краской, по которой на одной из сторон был расписан сюжет "Сошествие во ад Спасителя", а на другой - изображение святого- покровителя того лица, которому яйцо предназначалось в подарок (три яйца  со Св. Александром Невским, по одному - с царем Константином, князем Владимиром, митрополитом Алексием).

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами тамошние мастера часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских живописцев был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX - начале XX века пасхальные яйца расписывали наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России - Палеха, Мстеры, Холуя.

Фото.  Пасхальное яйцо-сувенир, мастерская К. Фаберже, 1885 г. Мастер: Михаил Перхин. Яйцо сделано из трёх цветов золота и прозрачной сапфирно-синей эмали; увенчано императорской короной из сапфиров и бриллиантов. Внутри яйца находится агатовая фигурка кролика с рубиновыми глазами.

Фото. Пасхальное яйцо "Ландыши", мастерская К. Фаберже, 1898. Мастер: Михаил Перхин. Внутри яйца три миниатюрных портрета - императора Николая II и его двух старших дочерей, великих княжон Ольги и Татьяны. Миниатюры поднимаются при повороте жемчужной ручки.

Фото. Пасхальное яйцо "Гатчинский дворец", мастерская К. Фаберже, 1901. Мастер: Михаил Перхин. Сюрприз яйца – модель императорского дворца в Гатчине.

Фото. Пасхальное яйцо "Память Азова". Мастерская Карла Фаберже, 1891 г.. Мастер: Михаил Перхин. Внутри: модель фрегата "Память Азова", на котором плавали в этот момент сыновья Императрицы.

Но у большинства людей с искусством декорирования пасхальных яиц прочно ассоциируется одно имя - Карла Фаберже. Хотя его изделия современники чаще называли "пасхальными сюрпризами", ведь большинство из них представляли собой оригинальную шкатулку с секретом в форме яйца, искусно декорированную и безукоризненно исполненную. Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже – Агафону. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было изготовлено 56 "пасхальных сюрпризов" по заказам членов императорской семьи (подарки Александра III и Николая II императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне, 12 пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини Мальборо.

Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, они хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. Внутри каждого яйца находится сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, дворца, медальона с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путем нажатия скрытой от глаз кнопки, фигурки двигались, птички  - пели и размахивали крыльями, поезд отправлялся в путь, циферблаты часов вращались, приподнимались крышечки медальонов, открывая взору очаровательные детские портреты...

Первое пасхальное яйцо на фирме Фаберже, с полосками из синей эмали было выполнено в 1885 году мастером Михаилом Перхиным, двадцатишестилетним петрозаводчанином, ставшим в 1886 году главным мастером фирмы. Его пасхальные яйца широко известны во всем мире: "Память Азова",  Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

Ювелиры фирмы Фаберже считали самым эффективным средством художественной выразительности эмаль, ни одна ювелирная фирма в мире не в те годы не использовала ее столь широко и в таком многообразии цветов и оттенков. Новым приемом в русском эмальерном деле того времени явилась техника "оконной", или "витражной" эмали. Еще одним открытием фирмы стало использование использование цветного золота. Именно фирма Фаберже возродила технологию "кватра колор" (четырехцветного, т.е. желтого, белого, красного и зеленого золота). Эта техника была известна во Франции с XVIII века, а затем на долго забыта. И вот она снова заиграла в изделиях русских мастеров.

К сожалению, в 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало большую часть уникальных пасхальных яиц, как "абсолютно бесполезных" для советского государства. Да и сама традиция росписи пасхальных яиц не поощрялась властями, поэтому живое искусство деревянного пасхального яйца после революции сосредоточилось далеко от столицы, в Сергиевом Посаде, в волжских городках и поселках - Полховском Майдане и Крутце, Городце, Хохломе.

Фото. Пасхальные яйца современных мастериц. Например, из бисера. Автор работы - ЮлиАннушка.

Полховско-майданская и крутецкая роспись возникла в начале  XX века. По одной из версий ее занесли в эти края переселенцы с Украины: так близка эта роспись по стилю и технике исполнения традиционным украинским "писанкам" - та же языческая символика на яйце - петух, курица, солнце, размер - близкий к естественному размеру куриного, те же принципы "оформления". Роспись обычно выполнялась локально нанесенными красками: алой, желтой, синей, чернильно-фиолетовой. Остальные цвета получали смешивая основные краски или накладывая слои краски один на другой. Контур очерчивали  черной краской. В росписи растительный орнамент сочетается с изобразительными элементами - деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами. Чаще других мотивов и сюжетов встречаются изображения петушка или курочки, солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца не боялись в советское время писать на яйцах "X В", изображать церкви и всячески обозначать, что яйцо является пасхальным.

Большой популярностью пользовались пасхальные яйца, расписанные в Хохломе. Главное особенностью этой техники является роспись мазками красной, черной и желтой красок по золотому фону, напоминая сказку о золотом яичке. А вот в городецкой росписи преобладали растительные и цветочные мотивы, особенно - т.н. "розаны", напоминающие цветы шиповника, гирлянды цветов.  Характерны для Городца и сюжетно-жанровые или бытовые сцены.

Так или иначе, но искусство росписи деревянного яйца сохранилось и даже получило развитие в советский период. А вот многие техники были забыты и начали возвращаться в нашу жизнь лишь конце 80-х годов XX века, вместе с возрождением старинной традиции  подношения пасхального яйца.

Фото. Вышивка по скорлупе. Автор работы - alenushka-v.

В настоящее время пасхальные яйца можно считать не только культовым предметом, но и светским: в их украшении часто используются изображения, тематически не связанные с праздником Пасхи, используются новые приемы и материалы. Пасхальные яйца стали объектом интереса и рукодельниц, работающих в самых разнообразных техниках: бисероплетения, декупажа, декорирования и росписи по дереву, стеклу, вязания, валяния и пр.

Но даже в современном исполнении, в новых цветах и материалах, пасхальные яйца не утрачивают своей энергетики Созидания, Воскресения, Праздника. Ведь это изделия, которые всегда создаются с душой!

Фото. Резное пасхальное яйцо. Автор работы - alenushka-v.

Фото.  Декор пасхальных яиц от  milagros.

Фото. Пасхальное яйцо из конфет. Автор работы - Oxanyja.

Фото.  Пасхальное яйцо, обвязанное крючком. Автор -  galy_na2010.

*20.04.2014.*


 

онлайн-курсы
27 швов, которые должна знать каждая портниха!

Онлайн курс на Осинке

27 швов, которые должна знать каждая портниха!

Школа Шитья
  • техника шитья
  • рукоделие и декор
  • конструирование одежды
  • ткани и эскизы
  • магазины пряжи в Москве
  • ткани в Москве
  • ткани в С-Петербурге
  • обучение на курсах
  • швейное оборудование
  • журналы мод
  • бесплатные выкройки
  • Handmade
  • заказы мастерам
  • услуги мастеров
  • handmade на продажу


  • Мир Моды
  • дефиле
  • люди в моде
  • мода и стиль
  • коллекции
  • конкурсы дизайнеров
  • костюмы для танцев
  • Ресепшен
  • инфо
  • карта Осинки
  • новостной дайджест
  • баннеры и кнопки Осинки
  • архив новостей
  • поиск по сайту
  • конкурсы на Осинке
  • обратная связь
  • регистрация в Клубе
  • правила Клуба
  • реклама на Осинке


  • Правовая информация
  • копирайт
  • пользовательское соглашение
  • политика конфиденциальности
  • Форумы Клуба
  • все о шитье
  • магазины тканей
  • журналы мод
  • шьем детям
  • похвастушки швейные
  • оборудование
  • рукоделие и декор
  • вязание
  • советы и уроки по вязанию
  • магазины пряжи
  • похвастушки вязальные
  • вышивка
  • малый бизнес в индустрии моды
  • коллективные закупки
  • модный гардероб
  • цветотипы
  • кулинарный совет
  • география Осинки
  • новичкам о Клубе

  • +18