Осинка-пресс
Рег. 23.06.2012 Сообщ. 4303
|
автор текста и фото: Субочева Анна для портала Осинка.ру
Говорят, что весна - это время обновления. Почему бы не воспользоваться этим и не обновить свой нарядный гардероб? Тем более, что платье из ажурного трикотажа не только красивое и элегантное, но и .. теплое. Что так актуально для неустойчивой мартовской погоды. Как его сшить рассказывает в своем мастер-классе Субочева Анна - призер Конкурса мастер-классов 2010.
Мастер-класс. Платье из ажурного трикотажа
Субочева Анна: "Я занимаюсь рукоделием со школьных лет, всем другим видам предпочитаю шитье. Шить научилась еще в школе на УПК (учебно-производственный комплекс – было когда-то такое двухгодичное обучение выбранной профессии), после окончания которого получила первую в своей жизни специальность швеи-модельера. Со временем забот становилось больше, времени – меньше, и за машинку я почти перестала садиться. Но с покупкой новой машинки Janome 7524A, у меня открылось второе дыхание! Теперь идеи в голове не помещаются! Представляю на ваш суд воплощение одной из них.
Для меня всегда было большой проблемой нарядно одеться в холода – ну, не готова я мерзнуть ради красоты. То, что продается в магазинах, либо сшито из синтетики, либо слишком коротко, либо просто некрасиво. Очередной поход в магазин ткани определил мое времяпрепровождение на ближайшее время: были закуплены два вида французского трикотажа и мохеровое кружево, и …процесс пошел.
Это как раз тот случай, когда видишь ткань – и рождается идея. Уже дома я поняла, что работать с ажурным трикотажем очень не просто, на форумах портнихи вообще не советовали за него браться, имея обычную машинку. Но риск, говорят, благородное дело, а полученный результат и осознание того, что справилась с трудностями, радуют вдвойне.
Буду рада, если мой опыт будет кому-то полезен. "
01. Для пошива такого платья нам понадобятся следующие материалы: ажурный трикотаж цвета морской волны (ш.1,5 м, д.2,2 м, состав: шерсть + хлопок), гладкий трикотаж молочного цвета (ш. 1,4 м, д. 2 м, состав: вискоза + шерсть), вязаное шерстяное кружево на резинке (3 м), нитки трех цветов, косая бейка молочного цвета. (*При покупке косой бейки важно обратить внимание на то, чтобы она была на самом деле скроена по косой – часто то, что продается в магазинах, называется, но на самом деле не является косой бейкой).
|
02. Перед раскроем ткань необходимо декатировать. Я всегда это делаю с использованием стирального порошка, т.к. иногда он дает материалу дополнительную усадку. Гладкий трикотаж можно немного отжать, ажурный – ни в коем случае, т.к. он сильно тянется и может неравномерно вытянуться. Следует дать воде стечь, затем разложить на ровной поверхности оба влажных материала, равномерно расправив их руками. После высыхания можно проутюжить или расправить руками гладкий трикотаж.
|
03. За основу я взяла выкройку моделей 105 и 106 (основа – 105, из 106 – рукав и уровень горловины) из журнала «Бурда» за 1995 год, № 4.
|
04. Переносим выкройку на кальку.
|
05. Учитывая особенности своей фигуры, я несколько скорректировала снятую выкройку (подняла пройму и все вытачки, немного убавила в талии, прибавила в бедрах). Всего получилось 3 детали.
|
06. Для моделирования низа платья проводим прямую линию по центру вытачек на талии переднего и заднего полотнищ, разрезаем выкройки по ней до линии расширения низа (определяется по желанию, с учетом особенностей фигуры).
|
07. Накладываем выкройку заднего полотнища на гладкий трикотаж, сложенный вдоль лицевой стороной внутрь, прикалываем среднюю часть к линии сгиба, раздвигаем боковую часть на 10-12 см, прикалываем.
|
08. Закалываем сбоку получившуюся складку, при обводке этого места проводим плавную линию.
|
09. Вырезаем заднее полотнище, учитывая припуски на швы. Аналогичным образом моделируем и выкраиваем низ переднего полотнища. Рукава выкраиваем точно по выкройке.
|
10. Приступаем к пошиву платья-основы. Застрачиваем вытачки на переднем и заднем полотнищах, заутюживаем все вытачки на талии по направлению к боковым срезам, на груди – вниз. Внимание! При работе с трикотажем важно отпаривать швы, не растягивая изделие, для чего утюгом необходимо делать придавливающие, а не скользящие движения.
|
11. После первой примерки и подгонки стачиваем боковые и плечевые швы, обрабатываем срезы и отпариваем их вразутюжку, чтобы не утолщать швы.
|
12. Стачиваем рукава, обрабатываем срезы взаутюжку, отпариваем швы.
|
13. Притачиваем рукава к основному изделию, предварительно присобрав окат рукава максимально широким стежком (*для трикотажных изделий эта процедура обязательна, т.к. на окате трикотаж особенно сильно растягивается, и его невозможно хорошо собрать иголками или сметкой).
|
14. Обрабатываем край и проутюживаем таким образом, чтобы отпарить только шов, не задевая изделие (иначе под действием пресса и пара оно в этих местах вытянется, и останутся «пузыри»).
|
15. Делаем примерку нашего полуфабриката, убеждаемся, что все в порядке. *При снятии мерок, первой и контрольной примерках я надевала то белье, которое планирую носить с готовым платьем: маечку или боди и теплые колготки. Для облегающего силуэта это очень важно учесть заранее.
|
16. Подгибаем низ изделия и прострачиваем оверлочной строчкой с лицевой стороны. Отпариваем низ изделия. Временно откладываем основное платье и приступаем к работе с другим материалом.
|
17. Приступаем к пошиву верхнего платья. Основой для выкраивания верхнего платья будет служить платье-основа. Объясню почему. Для пошива верхнего платья я использую ажурный, просвечивающий материал, поэтому никакие вытачки и массивные швы на нем недопустимы. При этом сильная растяжимость ткани в ширину позволяет достичь практически полного облегания изделия по фигуре без вытачек.
|
18. Берем платье-основу, складываем его вдоль передом внутрь, боковыми швами друг к другу, тщательно расправляем складки руками, накладываем на сложенную по долевой ткань.
|
19. Прикалываем, обводим мелом, выкраиваем заднее полотнище с учетом припусков на швы.
|
20. Разворачиваем платье-основу, снова тщательно расправляем складки и заломы руками, сверху накладываем кальку и переводим на нее контуры переднего полотнища.
|
21. Отрезаем под грудью кальку, предварительно определив линию отрезного лифа/места наложения кружева.
|
22. Выкраиваем нижнюю часть переднего полотнища по кальке, сделанной с платья-основы, учитывая припуски на швы. Рукава выкраиваем по старой выкройке для платья-основы, т.к. их размеры не менялись за счет вытачек.
|
23. Моделируем лиф на полученной выкройке. Складываем лиф вдоль посередине, отрезаем его на местах драпировок, накладываем полученные детали на ткань, поднимаем отрезанные части на высоту, в 2 раза больше глубины складок драпировки, прикалываем, обводим и вырезаем, оставляя по бокам припуски на драпировку и швы.
|
24. Закладываем драпировку на противоположные стороны и закрепляем ее сметкой.
|
25. Для работы с ажурным трикотажем значительно ослабляем давление лапки, чтобы ткань не вытягивалась, ослабляем натяжение верхней нити. Стачиваем отрезной лиф с нижней частью переда, припосаживая ткань, обрабатываем оверлочной строчкой срез, отпариваем шов. (*Этот срез не обрабатывается косой бейкой, чтобы не утолщать шов.) На лицевую сторону накладываем кружево и приметываем его четко по шву. В машинку заправляем верхнюю нить черного цвета, а нижнюю – в цвет платья, чтобы шов с изнанки получился незаметным. Прокладываем строчку.
|
26. Поскольку кружево крупной вязки и на резинке, при настрачивании оно ложится не идеально ровно, поэтому после выполнения первой строчки подтягиваем его вручную в тех местах, где оно съехало с заданной линии, и на расстоянии 5 мм прокладываем параллельную строчку с более мелким стежком, чтобы прочно зафиксировать выправленное кружево.
|
27. Сметываем боковые и плечевые швы. Делаем примерку на платье-основу, подгоняем по фигуре. (*Несмотря не то, что выкройка делалась по платью-основе, которое скроено облегающим, пришлось убирать лишнее в местах сильных изгибов (в моем случае это талия и спинка)). Дело в том, что ткань верхнего платья имеет рельефную фактуру, поэтому садится совершенно иначе, чем гладкий трикотаж. Для точного определения длины изделия я приколола вниз кружево (необходимо, чтобы кружево начиналось четко на уровне нижнего края платья-основы).
|
28. Обрабатываем боковые и плечевые швы косой бейкой, предварительно срезав лишние припуски не швы. (*Косая бейка подобрана в цвет платья-основы, чтобы не были видны швы через полупрозрачную ткань верхнего платья.) Заправляем в машинку нитки в цвет верхнего платья, т.к. этот шов будет основным, стачивающим переднее и заднее полотнище. Подкладываем косую бейку под сметанный шов, прокладываем строчку на расстоянии 5 мм от края.
|
29. Аккуратно приметываем край косой бейки, закрывая открытые срезы.
|
30. Меняем нитки на молочные, в цвет платья-основы, прокладываем верхнюю строчку таким образом, чтобы не заступать за левый край строчки, иначе молочные нитки будут видны на швах.
|
31. Отпариваем обработанные швы, заутюживаем плечевые и боковые швы назад.
|
32. Сметываем рукава. Собираем рукава по окату. На этом материале из-за его сыпучести и ажурности это необходимо сделать вручную.
|
33. Стачиваем рукава, также используя косую бейку.
|
34. Приметываем, затем притачиваем рукав, обрабатываем шов косой бейкой. Отпариваем швы таким образом, чтобы утюгом не касаться только швов, не задевая основное изделие.
|
35. Делаем закрытую подгибку нижнего края верхнего платья, прокладываем сметку, сверху накладываем кружево, приметываем, прокладываем две параллельные строчки по лицевой стороне (верхняя нить – черная, нижняя – в цвет платья-основы). Проутюживаем.
|
36. Во время второй примерки корректируем линию горловины (примерка показала, что лучше ее расширить и вырезать поглубже) и длину рукава (я на всякий случай выкроила с запасом, т.к. не знала, как поведет себя этот трикотаж в работе). Обрабатываем горловину. Складываем лицевыми сторонами платье-основу и верхнее платье, стачиваем горловину на расстоянии 5 мм от края.
|
37. С внутренней стороны делаем неглубокие надрезы на припуске, чтобы горловина «не тянула». Выворачиваем платье, выправляем шов, прокладывая сметку.
|
38. Отпариваем горловину, не растягивая изделие.
|
39. Настрачиваем кружево по изнаночной стороне горловины двумя строчками (верхняя нить светлая, нижняя – черная), перед второй строчкой выправляем кружево. Готовую горловину еще раз проутюживаем.
|
40. Рукава обрабатываем аналогичным образом. Даем отвисеться платью, с удовольствием надеваем его и идем и в пир, и в мир, и в добрые люди. Тепло, мягко, уютно и при этом нарядно.
|
|