Мастер-класс. Платье из ажурного трикотажа
    Все картинки темы
Список форумов -> Шитье -> Пошив по журналам
| Мастер-класс. Платье из ажурного трикотажа

автор текста и фото: Субочева Анна для портала Осинка.ру

Говорят, что весна - это время обновления. Почему бы не воспользоваться этим и не обновить свой нарядный гардероб? Тем более, что платье из ажурного трикотажа не только красивое и элегантное, но и .. теплое. Что так актуально для неустойчивой мартовской погоды. Как его сшить рассказывает в своем мастер-классе Субочева Анна - призер Конкурса мастер-классов 2010.


Мастер-класс. Платье из ажурного трикотажа

Субочева Анна: "Я занимаюсь рукоделием со школьных лет, всем другим видам предпочитаю шитье. Шить научилась еще в школе на УПК (учебно-производственный комплекс – было когда-то такое двухгодичное обучение выбранной профессии), после окончания которого получила первую в своей жизни специальность швеи-модельера. Со временем забот становилось больше, времени – меньше, и за машинку я почти перестала садиться. Но с покупкой новой машинки Janome 7524A, у меня открылось второе дыхание! Теперь идеи в голове не помещаются! Представляю на ваш суд воплощение одной из них.

Для меня всегда было большой проблемой нарядно одеться в холода – ну, не готова я мерзнуть ради красоты. То, что продается в магазинах, либо сшито из синтетики, либо слишком коротко, либо просто некрасиво. Очередной поход в магазин ткани определил мое времяпрепровождение на ближайшее время: были закуплены два вида французского трикотажа и мохеровое кружево, и …процесс пошел.

Это как раз тот случай, когда видишь ткань – и рождается идея. Уже дома я поняла, что работать с ажурным трикотажем очень не просто, на форумах портнихи вообще не советовали за него браться, имея обычную машинку. Но риск, говорят, благородное дело, а полученный результат и осознание того, что справилась с трудностями, радуют вдвойне.

Буду рада, если мой опыт будет кому-то полезен. "

01. Для пошива такого платья нам понадобятся следующие материалы: ажурный трикотаж цвета морской волны (ш.1,5 м, д.2,2 м, состав: шерсть + хлопок), гладкий трикотаж молочного цвета (ш. 1,4 м, д. 2 м, состав: вискоза + шерсть), вязаное шерстяное кружево на резинке (3 м), нитки трех цветов, косая бейка молочного цвета. (*При покупке косой бейки важно обратить внимание на то, чтобы она была на самом деле скроена по косой – часто то, что продается в магазинах, называется, но на самом деле не является косой бейкой).
01. Для пошива такого платья нам понадобятся следующие материалы: ажурный трикотаж цвета морской волны (ш.1,5 м, д.2,2 м, состав: шерсть + хлопок), гладкий трикотаж молочного цвета (ш. 1,4 м, д. 2 м, состав: вискоза + шерсть), вязаное шерстяное кружево на резинке (3 м), нитки трех цветов, косая бейка молочного цвета. (*При покупке косой бейки важно обратить внимание на то, чтобы она была на самом деле скроена по косой – часто то, что продается в магазинах, называется, но на самом деле не является косой бейкой).

02. Перед раскроем ткань необходимо декатировать. Я всегда это делаю с использованием стирального порошка, т.к. иногда он дает материалу дополнительную усадку. Гладкий трикотаж можно немного отжать, ажурный – ни в коем случае, т.к. он сильно тянется и может неравномерно вытянуться. Следует дать воде стечь, затем разложить на ровной поверхности оба влажных материала, равномерно расправив их руками. После высыхания можно проутюжить или расправить руками гладкий трикотаж.
02. Перед раскроем ткань необходимо декатировать. Я всегда это делаю с использованием стирального порошка, т.к. иногда он дает материалу дополнительную усадку. Гладкий трикотаж можно немного отжать, ажурный – ни в коем случае, т.к. он сильно тянется и может неравномерно вытянуться. Следует дать воде стечь, затем разложить на ровной поверхности оба влажных материала, равномерно расправив их руками. После высыхания можно проутюжить или расправить руками гладкий трикотаж.

03. За основу я взяла выкройку моделей 105 и 106 (основа – 105, из 106 – рукав и уровень горловины) из журнала «Бурда» за 1995 год, № 4.
03. За основу я взяла выкройку моделей 105 и 106 (основа – 105, из 106 – рукав и уровень горловины) из журнала «Бурда» за 1995 год, № 4.

04. Переносим выкройку на кальку.
04. Переносим выкройку на кальку.

05. Учитывая особенности своей фигуры, я несколько скорректировала снятую выкройку (подняла пройму и все вытачки, немного убавила в талии, прибавила в бедрах). Всего получилось 3 детали.
05. Учитывая особенности своей фигуры, я несколько скорректировала снятую выкройку (подняла пройму и все вытачки, немного убавила в талии, прибавила в бедрах). Всего получилось 3 детали.

06. Для моделирования низа платья проводим прямую линию по центру вытачек на талии переднего и заднего полотнищ, разрезаем выкройки по ней до линии расширения низа (определяется по желанию, с учетом особенностей фигуры).
06. Для моделирования низа платья проводим прямую линию по центру вытачек на талии переднего и заднего полотнищ, разрезаем выкройки по ней до линии расширения низа (определяется по желанию, с учетом особенностей фигуры).

07. Накладываем выкройку заднего полотнища на гладкий трикотаж, сложенный вдоль лицевой стороной внутрь, прикалываем среднюю часть к линии сгиба, раздвигаем боковую часть на 10-12 см, прикалываем.
07. Накладываем выкройку заднего полотнища на гладкий трикотаж, сложенный вдоль лицевой стороной внутрь, прикалываем среднюю часть к линии сгиба, раздвигаем боковую часть на 10-12 см, прикалываем.

08. Закалываем сбоку получившуюся складку, при обводке этого места проводим плавную линию.
08. Закалываем сбоку получившуюся складку, при обводке этого места проводим плавную линию.

09. Вырезаем заднее полотнище, учитывая припуски на швы. Аналогичным образом моделируем и выкраиваем низ переднего полотнища. Рукава выкраиваем точно по выкройке.
09. Вырезаем заднее полотнище, учитывая припуски на швы. Аналогичным образом моделируем и выкраиваем низ переднего полотнища. Рукава выкраиваем точно по выкройке.

10. Приступаем к пошиву платья-основы. Застрачиваем вытачки на переднем и заднем полотнищах, заутюживаем все вытачки на талии по направлению к боковым срезам, на груди – вниз. Внимание! При работе с трикотажем важно отпаривать швы, не растягивая изделие, для чего утюгом необходимо делать придавливающие, а не скользящие движения.
10. Приступаем к пошиву платья-основы. Застрачиваем вытачки на переднем и заднем полотнищах, заутюживаем все вытачки на талии по направлению к боковым срезам, на груди – вниз. Внимание! При работе с трикотажем важно отпаривать швы, не растягивая изделие, для чего утюгом необходимо делать придавливающие, а не скользящие движения.

11. После первой примерки и подгонки стачиваем боковые и плечевые швы, обрабатываем срезы и отпариваем их вразутюжку, чтобы не утолщать швы.
11. После первой примерки и подгонки стачиваем боковые и плечевые швы, обрабатываем срезы и отпариваем их вразутюжку, чтобы не утолщать швы.

12. Стачиваем рукава, обрабатываем срезы взаутюжку, отпариваем швы.
12. Стачиваем рукава, обрабатываем срезы взаутюжку, отпариваем швы.

13. Притачиваем рукава к основному изделию, предварительно присобрав окат рукава максимально широким стежком (*для трикотажных изделий эта процедура обязательна, т.к. на окате трикотаж особенно сильно растягивается, и его невозможно хорошо собрать иголками или сметкой).
13. Притачиваем рукава к основному изделию, предварительно присобрав окат рукава максимально широким стежком (*для трикотажных изделий эта процедура обязательна, т.к. на окате трикотаж особенно сильно растягивается, и его невозможно хорошо собрать иголками или сметкой).

14. Обрабатываем край и проутюживаем таким образом, чтобы отпарить только шов, не задевая изделие (иначе под действием пресса и пара оно в этих местах вытянется, и останутся «пузыри»).
14. Обрабатываем край и проутюживаем таким образом, чтобы отпарить только шов, не задевая изделие (иначе под действием пресса и пара оно в этих местах вытянется, и останутся «пузыри»).

15. Делаем примерку нашего полуфабриката, убеждаемся, что все в порядке. *При снятии мерок, первой и контрольной примерках я надевала то белье, которое планирую носить с готовым платьем: маечку или боди и теплые колготки. Для облегающего силуэта это очень важно учесть заранее.
15. Делаем примерку нашего полуфабриката, убеждаемся, что все в порядке. *При снятии мерок, первой и контрольной примерках я надевала то белье, которое планирую носить с готовым платьем: маечку или боди и теплые колготки. Для облегающего силуэта это очень важно учесть заранее.

16. Подгибаем низ изделия и прострачиваем оверлочной строчкой с лицевой стороны. Отпариваем низ изделия. Временно откладываем основное платье и приступаем к работе с другим материалом.
16. Подгибаем низ изделия и прострачиваем оверлочной строчкой с лицевой стороны. Отпариваем низ изделия. Временно откладываем основное платье и приступаем к работе с другим материалом.

17. Приступаем к пошиву верхнего платья. Основой для выкраивания верхнего платья будет служить платье-основа. Объясню почему. Для пошива верхнего платья я использую ажурный, просвечивающий материал, поэтому никакие вытачки и массивные швы на нем недопустимы. При этом сильная растяжимость ткани в ширину позволяет достичь практически полного облегания изделия по фигуре без вытачек.
17. Приступаем к пошиву верхнего платья. Основой для выкраивания верхнего платья будет служить платье-основа. Объясню почему. Для пошива верхнего платья я использую ажурный, просвечивающий материал, поэтому никакие вытачки и массивные швы на нем недопустимы. При этом сильная растяжимость ткани в ширину позволяет достичь практически полного облегания изделия по фигуре без вытачек.

18. Берем платье-основу, складываем его вдоль передом внутрь, боковыми швами друг к другу, тщательно расправляем складки руками, накладываем на сложенную по долевой ткань.
18. Берем платье-основу, складываем его вдоль передом внутрь, боковыми швами друг к другу, тщательно расправляем складки руками, накладываем на сложенную по долевой ткань.

19. Прикалываем, обводим мелом, выкраиваем заднее полотнище с учетом припусков на швы.
19. Прикалываем, обводим мелом, выкраиваем заднее полотнище с учетом припусков на швы.

20. Разворачиваем платье-основу, снова тщательно расправляем складки и заломы руками, сверху накладываем кальку и переводим на нее контуры переднего полотнища.
20. Разворачиваем платье-основу, снова тщательно расправляем складки и заломы руками, сверху накладываем кальку и переводим на нее контуры переднего полотнища.

21. Отрезаем под грудью кальку, предварительно определив линию отрезного лифа/места наложения кружева.
21. Отрезаем под грудью кальку, предварительно определив линию отрезного лифа/места наложения кружева.

22. Выкраиваем нижнюю часть переднего полотнища по кальке, сделанной с платья-основы, учитывая припуски на швы. Рукава выкраиваем по старой выкройке для платья-основы, т.к. их размеры не менялись за счет вытачек.
22. Выкраиваем нижнюю часть переднего полотнища по кальке, сделанной с платья-основы, учитывая припуски на швы. Рукава выкраиваем по старой выкройке для платья-основы, т.к. их размеры не менялись за счет вытачек.

23. Моделируем лиф на полученной выкройке. Складываем лиф вдоль посередине, отрезаем его на местах драпировок, накладываем полученные детали на ткань, поднимаем отрезанные части на высоту, в 2 раза больше глубины складок драпировки, прикалываем, обводим и вырезаем, оставляя по бокам припуски на драпировку и швы.
23. Моделируем лиф на полученной выкройке. Складываем лиф вдоль посередине, отрезаем его на местах драпировок, накладываем полученные детали на ткань, поднимаем отрезанные части на высоту, в 2 раза больше глубины складок драпировки, прикалываем, обводим и вырезаем, оставляя по бокам припуски на драпировку и швы.

24. Закладываем драпировку на противоположные стороны и закрепляем ее сметкой.
24. Закладываем драпировку на противоположные стороны и закрепляем ее сметкой.

25. Для работы с ажурным трикотажем значительно ослабляем давление лапки, чтобы ткань не вытягивалась, ослабляем натяжение верхней нити. Стачиваем отрезной лиф с нижней частью переда, припосаживая ткань, обрабатываем оверлочной строчкой срез, отпариваем шов. (*Этот срез не обрабатывается косой бейкой, чтобы не утолщать шов.) На лицевую сторону накладываем кружево и приметываем его четко по шву. В машинку заправляем верхнюю нить черного цвета, а нижнюю – в цвет платья, чтобы шов с изнанки получился незаметным. Прокладываем строчку.
25. Для работы с ажурным трикотажем значительно ослабляем давление лапки, чтобы ткань не вытягивалась, ослабляем натяжение верхней нити. Стачиваем отрезной лиф с нижней частью переда, припосаживая ткань, обрабатываем оверлочной строчкой срез, отпариваем шов. (*Этот срез не обрабатывается косой бейкой, чтобы не утолщать шов.) На лицевую сторону накладываем кружево и приметываем его четко по шву. В машинку заправляем верхнюю нить черного цвета, а нижнюю – в цвет платья, чтобы шов с изнанки получился незаметным. Прокладываем строчку.

26. Поскольку кружево крупной вязки и на резинке, при настрачивании оно ложится не идеально ровно, поэтому после выполнения первой строчки подтягиваем его вручную в тех местах, где оно съехало с заданной линии, и на расстоянии 5 мм прокладываем параллельную строчку с более мелким стежком, чтобы прочно зафиксировать выправленное кружево.
26. Поскольку кружево крупной вязки и на резинке, при настрачивании оно ложится не идеально ровно, поэтому после выполнения первой строчки подтягиваем его вручную в тех местах, где оно съехало с заданной линии, и на расстоянии 5 мм прокладываем параллельную строчку с более мелким стежком, чтобы прочно зафиксировать выправленное кружево.

27. Сметываем боковые и плечевые швы. Делаем примерку на платье-основу, подгоняем по фигуре. (*Несмотря не то, что выкройка делалась по платью-основе, которое скроено облегающим, пришлось убирать лишнее в местах сильных изгибов (в моем случае это талия и спинка)). Дело в том, что ткань верхнего платья имеет рельефную фактуру, поэтому садится совершенно иначе, чем гладкий трикотаж. Для точного определения длины изделия я приколола вниз кружево (необходимо, чтобы кружево начиналось четко на уровне нижнего края платья-основы).
27. Сметываем боковые и плечевые швы. Делаем примерку на платье-основу, подгоняем по фигуре. (*Несмотря не то, что выкройка делалась по платью-основе, которое скроено облегающим, пришлось убирать лишнее в местах сильных изгибов (в моем случае это талия и спинка)). Дело в том, что ткань верхнего платья имеет рельефную фактуру, поэтому садится совершенно иначе, чем гладкий трикотаж. Для точного определения длины изделия я приколола вниз кружево (необходимо, чтобы кружево начиналось четко на уровне нижнего края платья-основы).

28. Обрабатываем боковые и плечевые швы косой бейкой, предварительно срезав лишние припуски не швы. (*Косая бейка подобрана в цвет платья-основы, чтобы не были видны швы через полупрозрачную ткань верхнего платья.) Заправляем в машинку нитки в цвет верхнего платья, т.к. этот шов будет основным, стачивающим переднее и заднее полотнище. Подкладываем косую бейку под сметанный шов, прокладываем строчку на расстоянии 5 мм от края.
28. Обрабатываем боковые и плечевые швы косой бейкой, предварительно срезав лишние припуски не швы. (*Косая бейка подобрана в цвет платья-основы, чтобы не были видны швы через полупрозрачную ткань верхнего платья.) Заправляем в машинку нитки в цвет верхнего платья, т.к. этот шов будет основным, стачивающим переднее и заднее полотнище. Подкладываем косую бейку под сметанный шов, прокладываем строчку на расстоянии 5 мм от края.

29. Аккуратно приметываем край косой бейки, закрывая открытые срезы.
29. Аккуратно приметываем край косой бейки, закрывая открытые срезы.

30. Меняем нитки на молочные, в цвет платья-основы, прокладываем верхнюю строчку таким образом, чтобы не заступать за левый край строчки, иначе молочные нитки будут видны на швах.
30. Меняем нитки на молочные, в цвет платья-основы, прокладываем верхнюю строчку таким образом, чтобы не заступать за левый край строчки, иначе молочные нитки будут видны на швах.

31. Отпариваем обработанные швы, заутюживаем плечевые и боковые швы назад.
31. Отпариваем обработанные швы, заутюживаем плечевые и боковые швы назад.

32. Сметываем рукава. Собираем рукава по окату. На этом материале из-за его сыпучести и ажурности это необходимо сделать вручную.
32. Сметываем рукава. Собираем рукава по окату. На этом материале из-за его сыпучести и ажурности это необходимо сделать вручную.

33. Стачиваем рукава, также используя косую бейку.
33. Стачиваем рукава, также используя косую бейку.

34. Приметываем, затем притачиваем рукав, обрабатываем шов косой бейкой. Отпариваем швы таким образом, чтобы утюгом не касаться только швов, не задевая основное изделие.
34. Приметываем, затем притачиваем рукав, обрабатываем шов косой бейкой. Отпариваем швы таким образом, чтобы утюгом не касаться только швов, не задевая основное изделие.

35. Делаем закрытую подгибку нижнего края верхнего платья, прокладываем сметку, сверху накладываем кружево, приметываем, прокладываем две параллельные строчки по лицевой стороне (верхняя нить – черная, нижняя – в цвет платья-основы). Проутюживаем.
35. Делаем закрытую подгибку нижнего края верхнего платья, прокладываем сметку, сверху накладываем кружево, приметываем, прокладываем две параллельные строчки по лицевой стороне (верхняя нить – черная, нижняя – в цвет платья-основы). Проутюживаем.

36. Во время второй примерки корректируем линию горловины (примерка показала, что лучше ее расширить и вырезать поглубже) и длину рукава (я на всякий случай выкроила с запасом, т.к. не знала, как поведет себя этот трикотаж в работе). Обрабатываем горловину. Складываем лицевыми сторонами платье-основу и верхнее платье, стачиваем горловину на расстоянии 5 мм от края.
36. Во время второй примерки корректируем линию горловины (примерка показала, что лучше ее расширить и вырезать поглубже) и длину рукава (я на всякий случай выкроила с запасом, т.к. не знала, как поведет себя этот трикотаж в работе). Обрабатываем горловину. Складываем лицевыми сторонами платье-основу и верхнее платье, стачиваем горловину на расстоянии 5 мм от края.

37. С внутренней стороны делаем неглубокие надрезы на припуске, чтобы горловина «не тянула». Выворачиваем платье, выправляем шов, прокладывая сметку.
37. С внутренней стороны делаем неглубокие надрезы на припуске, чтобы горловина «не тянула». Выворачиваем платье, выправляем шов, прокладывая сметку.

38. Отпариваем горловину, не растягивая изделие.
38. Отпариваем горловину, не растягивая изделие.

39. Настрачиваем кружево по изнаночной стороне горловины двумя строчками (верхняя нить светлая, нижняя – черная), перед второй строчкой выправляем кружево. Готовую горловину еще раз проутюживаем.
39. Настрачиваем кружево по изнаночной стороне горловины двумя строчками (верхняя нить светлая, нижняя – черная), перед второй строчкой выправляем кружево. Готовую горловину еще раз проутюживаем.

40. Рукава обрабатываем аналогичным образом. Даем отвисеться платью, с удовольствием надеваем его и идем и в пир, и в мир, и в добрые люди. Тепло, мягко, уютно и при этом нарядно.
40. Рукава обрабатываем аналогичным образом. Даем отвисеться платью, с удовольствием надеваем его и идем и в пир, и в мир, и в добрые люди. Тепло, мягко, уютно и при этом нарядно.


 
 
 

 
Авторы
Теги
Упоминания